Предлагаю для обсуждения ситуация на тему:Как маркетологу приобрести вес в компании
Маркетолог не может найти место в компании. Руководство считает ее работу малозначимой, связанной исключительно с рекламой продукта и проведением выставок. Между тем маркетолог предлагает здравые идеи по развитию бизнеса, и время не раз уже доказало их состоятельность. Однако ее проект по выводу на рынок нового товара так и остался без внимания.
действующие лица
Юлия Белоусова - маркетолог
Алексей Носырев - коммерческий директор
Игорь Семеряков - эксперт по продажам
Николай Сходняк - генеральный директор
ДОСЬЕ
«ЛюбоДорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товаруслуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
===
Юлия Белоусова заглянула внутрь красного пластмассового ведерка и, обнаружив на дне немного воды, вылила ее в цветочный горшок. Из земли торчал росток с четырьмя листиками — лимон пророс из косточки, которую маркетолог «Любо-Дорого & Ко» привезла из Испании. Идея завести растение появилась после знакомства с известным бизнес-тренером, отдыхавшим прошлым летом в том же отеле, что и Юля. В одной из пляжных бесед он сказал: своей цели можно достичь, лишь постоянно держа ее в уме, создав из нее фетиш. Юля была материалистом: вернувшись из поездки, она купила грунт, воткнула косточку в горшок, написала на нем «$ лимон» и стала ухаживать за своей мечтой.
Взяв со стола презентационную папку, Белоусова направилась в кабинет шефа. Николай Сходняк оживленно водил пальцем по тачпаду нового ноутбука — уже две недели он пытался перейти с техникой на «ты», но компьютер пока соблюдал субординацию.
— Николай Евгеньевич, вот материалы по ТОВУС-премиум. Я посмотрела западные образцы, поговорила, не засвечиваясь, с московской дистрибуцией — они пока в регионы не собираются. Если мы сделаем свой аналог — сможем сыграть на опережение. Я тут знакомого дизайнера напрягла, он несколько концептов накидал, — Юлия начала раскладывать перед директором листы с красочными картинками.
— Н-да, смотрится дорого.
— Любо-дорого, Николай Евгеньевич, — нашлась Белоусова и рекламно улыбнулась.
— Юлечка, это все хорошо, но как-то не вовремя. У нас такой региональный проект зреет, деньги нужны на раскрутку, рекламу
— Пробную партию — штук 100 — мы сделаем небольшими затратами, выложим в розницу: я с нашими магазинами поговорила — есть шанс, что расхватают. Пойдет — еще сделаем и Саранску предложим.
— Кстати, о Саранске: ты подготовила раздатку для выставки — буклетики там, прайсики? А то как в прошлый раз получится — люди идут, а дать им нечего И потом, нам нужны статьи в деловых СМИ, что «Любо-Дорого & Ко» выходит в регионы
— Пресс-релизы разослала, но я уже говорила, что ни одно уважаемое издание за такую тему не ухватится — у нас пока даже стратегии нет, не говоря уж о результатах. А опять заказывать статьи в газетках-журнальчиках — неэффективно.
— Стратегия — не твое дело, — раздраженно отрезал Сходняк. — Ты к выставке подготовься как следует, релизов своих побольше разошли, в конце концов, рекламу дай, но чтобы недорого.
— А что с премиумом? — Юля не надеялась, что Сходняк легко примет идею нового продукта, но чтобы так быстро свернуть разговор, даже не разобравшись в деталях
— Это хороший вариант, но его надо прорабатывать с экономистами, производством, сбытом. Потерпи, дойдет и до тебя очередь, — шеф быстро сложил листочки с дизайн-макетами в стопку и отдал Юлии. — Сходи к Носыреву, пусть он тоже посмотрит, посчитаете, может, что-нибудь.
Смесь досады и злобы заставила Юлино лицо слегка покраснеть. Проходя мимо зеркала, она подула на влажные ладони и прорычала: «Тигр-р-ровый мар-р-ркетолог». Придуманное ею ругательство часто помогало успокоиться.
С Алексеем Носыревым Белоусова разговаривала на тему ТОВУС-премиум вчера. Всегда корректный «коммдир», как она его называла, внимательно выслушал ее соображения, посмотрел материалы, сделал пару замечаний по поводу того, как она презентует проект, и съехал в другую тему. Сказал, что ему, как никогда, нужен человек, который будет предоставлять информацию о рынках ближайших городов: ключевые игроки, емкость, спрос, основные каналы продвижения и т. д. Потом, как бы дружески, посоветовал сместить ТОВУС-премиум чуть пониже в шкале ее приоритетов и сконцентрироваться на прямых обязанностях.
— Ты маркетолог, вот и меряй, собирай, анализируй. У тебя неплохо получается с рекламой, выставками и прочей такой штукой.
— Леша, ну это же сиюминутная деятельность. Для таких целей можно девочку-бурундучка нанять, чтобы она орешки везде разносила, — Юлия отчаянно пыталась поднять свой статус от «сделай — съезди — отвези» до «придумай — разработай — внедри». Но руководство за год так и не восприняло эти попытки всерьез. — Да, я провела ряд успешных рекламных кампаний, но, чтобы идти дальше, нужно заранее рассчитывать развитие товарных групп, их ориентировку на потребителя. А не пытаться впрыгнуть в последний вагон: произошла ерунда — мы ее исправляем.
— А я про что говорю! — взмахнул рукой Носырев. — Я уже командировку тебе выписал в Самару, съездишь на недельку, осмотришься, познакомишься с дилерами, рекламистами, прощупаешь почву, чтобы мы туда безо всякой ерунды заходили. А с премиумом сходи к шефу — он любит про всякие проекты поговорить.
Из Самары Юля вернулась субботним утром с кипой бумаг, которые еле помещались в портфеле. После душа и чашки каркаде она набрала Игоря Семерякова и предложила встретиться вечерком в кафе. Юлия давно заметила, что сэлз-эксперт «Любо-Дорого & Ко» ей симпатизирует, нежное отношение она хотела обратить себе на пользу — заполучить агента влияния в компании. Дабы предстать во всеоружии, она сходила в салон, сделала прическу, маникюр и позволила массажисту размять красивые, но уставшие от беготни по Самаре ноги. В кафе Юлия появилась с 10-минутным опозданием, одетая в брючный костюм подчеркнутого развратно-делового стиля (так отзывались о нем подруги). Игорь уже сидел за столиком — тоже при параде, но, слава богу, без цветов. После милой беседы о всяких пустяках Юлия рассказала о проблемах с ТОВУС-премиумом, сгустив краски на образе Сходняка и Носырева и акцентировав внимание на своей беззащитности в сложившейся ситуации.
— Игорь, ну ты-то знаешь, что я всегда дельные вещи предлагаю.
Семеряков утвердительно кивнул.
— Помнишь, когда производство появилось, Сходняк почти до нуля урезал закупки аналогов других производителей: мол, мы свое должны двигать, а не чужое. Я настаивала держать ассортимент, чтобы клиенты, если им надо, не бегали по разным конторам, а брали наряду с ТОВУСом все у нас.
Игорь помнил, что Юлину инициативу резко не одобрили, но когда продавцы, у которых объемы поползли вниз, восстали, руководство сторонний закуп решило возобновить и, надо сказать, с выигрышем для бизнеса.
— Ты тогда один мне помог, объяснил, показал цифры, ответственность взял.
Семеряков добродушно улыбался — он понял игру Юлии, но ему было наплевать, что его собираются привлечь как таран, — он просто наслаждался ее обществом.
— Я уверена, что премиум «выстрелит», надо убедить продавцов в его перспективах, чтобы это мнение подтолкнуло шефа. А кто как не ты? Ты у них главный, Гладышева не в счет, — Юлия знала, что назначение Инны начальником сбыта задело Игоря, и намеренно ударила в эту точку.
— Ход нормальный, мне самому нравится идея нового продукта. Конечно, надо кое-что отшлифовать: цены, условия, сервис, но в целом идея рабочая Я с тобой, — последнюю фразу Игорь повторил, когда прощался с Юлей, проводив ее до дому.
Деловое свидание вышло сбалансированным — рабочие отношения были подкреплены личными.
Все воскресенье Юлия прибиралась дома и читала книги по фэн-шуй. Следующим утром она пришла на работу и чуть не расплакалась: кто-то забыл закрыть форточку, и ее лимон, стоящий на подоконнике, приник к земле. «Погиб!» — пронеслось в голове, но, рассмотрев растение внимательно, Юля поняла, что ее мечта жива: на стебле появился нежно-зеленый молодой листок.
Как Юлии Белоусовой добиться от руководства принятия ее идей? Какие шаги она должна сделать для повышения своего статуса?